51
Директор социально-гуманитарного института Самарского университета Михаил Леонов прокомментировал предварительные итоги единого дня голосования в Самарской области
64
В воскресенье, 9 сентября, в 20:00 в Самарской области закрылись избирательные участки
Оксана Банина 0 216

Школьная дедовщина. Что делать родителям, если ребенок стал объектом травли

Стать жертвой систематической агрессии со стороны одноклассников может любой школьник. «АиФ-Самара» выяснил, как можно противостоять коллективной травле и какое наказание грозит агрессорам.

14 -летний ученик школы Василий столкнулся с агрессивным поведением со стороны своего одноклассника Ивана в ноябре прошлого года. До этого Иван почти два года постоянно вместе со своими двумя сверстниками говорил Васе различные неприятные вещи, зло подшучивал, тыкал на уроке ручкой и настраивал одноклассников против него. Некоторые ученики одобряли поведение Ивана и смеялись над происходящим. Однажды на перемене Иван вместе с другом подошел к Васе и сообщил, что тот оскорбил его мать, дал однокласснику подзатыльник. Василий оттолкнул обидчика, Иван в ответ ударил его кулаком в лицо. Позже родители отвезли Васю в больницу, где врачи диагностировали у школьника перелом носа, ему пришлось перенести операцию.

«Для Ивана это не первая школа, где он так себя ведет. Он плохо учится, срывает уроки и не дает жить спокойно. Когда произошла эта ситуация, то ни он, ни его отец перед нами не извинились. Тогда я написала заявление в полицию. Сотрудники установили, что Иван совершил преступление - причинил вред здоровью, но не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как ему нет 14 лет. Тогда я подала судебный иск к его родителям, 4 июля его удовлетворили и присудили выплатить компенсацию в размере 52 тысячи рублей. Я считаю, что когда родителей наказывают деньгами, то они лучше относятся к воспитанию детей», - рассказывает мама мальчика Ирина.

В результате Вася перевелся в другое учебное заведение, а Иван выбрал себе очередную жертву и продолжает вести себя агрессивно. Эта история - один из возможных сценариев травли, которая может случиться в любой школе.

Все роли расписаны

Специалисты говорят, что отличить конфликт от буллинга (агрессивное преследование, запугивание одного из учеников класса) можно по нескольким признакам. В конфликте, как правило, участвуют двое. В травле практически всегда есть распределение ролей - жертва, один или два прямых агрессора, группа поддержки агрессоров и группа пассивных свидетелей. Иногда есть и группа поддержки жертвы. Ставшего жертвой ребенка могут оскорблять, толкать, распространять про него сплетни, шлепать, объявлять ему бойкот или красть личные вещи. В последнее время среди подростков распространен кибер-буллинг, когда сверстники травят одноклассника в социальных сетях, выкладывают неприглядное видео в общий доступ или пишут неприятные слова в личных сообщениях.

«К сожалению, травля в школе была всегда и есть. Другое дело, что сейчас травля уходит в интернет-пространство, и если раньше это можно было увидеть, отследить, что ребенка обижают на улице, возле школы, в классе, то сейчас родители, педагоги пропускают момент, чтобы исправить ситуацию. Я как родитель регулярно сталкиваюсь с тем, что вижу жалобы на травлю ребенка. У моей дочери в классе была подобная ситуация, и хорошо, что педагог это заметил, и разрешил ее: провел беседу с жертвой и классом, контролировал ситуацию. Ребенок продолжает учиться в школе дальше. Но бывает и такое, что и педагог может стать невольным источником конфликта, и тогда лучший выход - поменять учебное заведение и найти хорошего педагога, который найдет контакт с ребенком. Все проблемы могут решиться при условии, что грамотный учитель умеет решать такие ситуации», - говорит член Тольяттинского городского родительского собрания Татьяна Яковчук-Жигулина.

Анастасия Бабичева, руководитель проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений»
В ситуации буллинга ребенок, которого травят, сам ничего сделать не может и не должен, потому что он - жертва насильственного поведения, а жертва просто не способна в одиночку решить проблему изнутри. Поэтому необходимо обратиться за помощью: к директору, классному руководителю, школьному психологу, к сторонним специалистам. Иногда бывают ситуации, когда родители обращаются по всем инстанциям, но не видят реакции. Волонтеры нашего проекта могут оказать бесплатную помощь, рассказать, как правильно выстроить диалог со школой, с родителями агрессора, чтобы все стороны осознали, что проблема касается лично их. Очень важно занимать активную позицию, искать информацию, она сейчас есть в Сети. Прежде всего, это даст вашему ребенку понять, что он не один. Иногда родители принимают решение о переводе ребенка в другую школу. Но если ситуация не отработана на психологическом уровне, то это скорее всего не поможет. Жертва так и не поймет, что не была виновата в насилии со стороны сверстников, и ситуация может повториться. Или если агрессора исключают из школы, он, скорее всего, будет вести себя точно так же и в другом месте. Более того, в классе после ухода жертвы скорее всего появится новый объект травли.

Откуда агрессия?

Как правило, причины агрессии лежат в двух плоскостях. Зачастую школьники берут пример поведения у своих родителей и общества, где есть культ грубой силы. Сериалы, неуважение к старшим, больным и слабым, кровавые компьютерные игры - все это может закладывать модель поведения.

В мае этого года в Самаре для педагогов-психологов прошел семинар, который организовали волонтеры проекта «Знание остановит гендерное насилие: поиск новых решений». 20 специалистов, работающих с детьми и подростками, могли ознакомиться с опытом психолога-консультанта и сотрудника Фонда кризисной помощи детям и подросткам «Новые шаги» Анны Раскиной из Санкт-Петербурга. По мнению самарских педагогов, проблема буллинга в учебных заведениях актуальна и для Самарской области.

«Проблема эта актуальна для наших учебных заведений. Если говорить о начальной школе, то буллинг, как правило, могут спровоцировать сами педагоги. Я с этим тоже сталкивался. Когда классный руководитель или педагог может неосознанно назвать ребенка как-то, к нему прикрепляется прозвище, и все доводится до сложной ситуации. Причем то, что педагоги могут стать зачинщиками этой ситуации, - они не готовы признавать. Я проводил педсовет на эту тему, и мы обсуждали этот вопрос. И когда я это озвучил, то услышал крайнее неодобрение. Что такого быть не может и что это они делали из добрых побуждений, и не со зла. Но само существование буллинга учителя признают и понимают эту проблему. Но решать ее они не готовы. Или через административные позиции, то есть проще убрать ребенка из класса, так лучше и педагогам, и родителям», - говорит педагог-психолог школы № 38 Самары Сергей Куликов.

Как решить проблему

Психологи и волонтеры, умеющие работать с этой проблемой, говорят, что решить ее можно. Самое главное - действовать.

«Если ребенка «травят» сверстники, образовательное учреждение обязано принять меры к разрешению такой ситуации. Родители могут обратиться к директору школы, в комиссию по делам несовершеннолетних. Если у ребенка есть физические травмы, испорчены вещи, необходимо обращаться в полицию или прокуратуру. По каждому случаю получения травмы несовершеннолетним прокуратура организует проверку, по результатам которой принимается решение о наличии оснований для принятия мер прокурорского реагирования. При выявлении бездействия со стороны сотрудников образовательного учреждения, допустивших такую ситуацию, руководителю учреждения вносится представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих. Прокуратурой дается оценка действиям сотрудников органов системы профилактики, если у них были «сигналы» о проблемах», - говорит помошник прокурора Самарской области по взаимодействию со средствами массовой информации Наталья Цой.

Родители всегда должны общаться со своими детьми и прислушиваться к их рассказам о происходящем в школе. Если ребенок начинает нервничать, прогуливать, приходит домой с синяками или порванными тетрадками, то юристы предлагают действовать по следующему алгоритму.

«Если ребенок получил в школе физические травмы в результате травли, то их необходимо зафиксировать в медицинском учреждении. Обязательно жестко соблюдать требования медиков по лечению - если нужна госпитализация, то нельзя отказываться от нее. Необходимо сразу же написать заявление в полицию, прокуратуру и департамент образования, директору школы и описать обстоятельства произошедшего, собрать доказательную базу - опросить одноклассников и свидетелей и зафиксировать их рассказы. Если буллинг происходит со стороны учителя, то создать общественный резонанс. Тогда возможны и возбуждение уголовного дела, приговор и увольнение такого педагога», - говорит адвокат Петр Колдов.

Также родители жертвы могут поговорить и с родителями агрессора. Если ему еще нет 14 лет, то вся ответственность лежит на них. А значит, можно подать в суд или действовать через представителей власти и напомнить, что существует статья в административном кодексе о неисполнении своих обязанностей по содержанию и воспитанию детей. Если подростку уже 14 лет, то здесь следует рассказать ему об уголовной ответственности по статьям умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе и психическое расстройство, кража, грабеж, вымогательство и вандализм.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Зачем нужны заводилы на футбольных матчах?
  2. Где можно сдать лампы и батарейки в Самаре?
  3. Клещи продолжают нападать на самарцев?

Доверяете ли вы полиции?