Ирина Опарина 0 314

Чей в городе снег? Кто должен расчищать подъезды и тротуары Самары

Все материалы сюжета Пресс-центр

В этом году жителям областной столицы особенно «повезло» со снегом. Обильные осадки, побивающие рекорды прошлых лет, выпадают, начиная с декабря. Последствия вполне предсказуемы: дорожные заторы, гололедица и обрушение наледи с крыш.

Нередко в такой ситуации коммунальные службы «переводят стрелки» друг на друга. Кто же отвечает за уборку снега в городе? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе «АиФ-Самара» в своём пресс-центре собрал «круглый стол», на который пригласил всех участников процесса: представителей муниципалитета, управляющих компаний и общественников от ЖКХ.

Как должно быть?

В ходе дискуссии нам удалось вскрыть ряд нерешённых проблем. Казалось бы, всё просто: муниципалитет несёт ответственность за автодороги и прилегающие к ним тротуары, а жилищные компании (ТСЖ и УК) - за расчистку дворовых территорий. Но, как мы видим, в городе убраны далеко не все внутриквартальные дороги. И причина тому — вовсе не плохая работа УК. Дело в том, что сегодня далеко не вся земля в Самаре поставлена на кадастровый учёт (по-сути не имеет собственника - Ред.), а потому огромное количество участков попросту считаются бесхозными. Впрочем, по закону за землю, которая никому не принадлежит, но, тем не менее, находится в черте города, ответственность несёт муниципалитет. Однако уборку «бесхозных» территорий городские власти перекладывают на плечи жилищных компаний, причём платят за это не из бюджета, а из средств самих УК - денег горожан, собственников жилья в многоквартирных домах (МКД).

«Согласно Жилищному кодексу РФ, собственники жилья в многоквартирном доме должны платить за уборку принадлежащей им территории в графе «содержание дома». Но это не более чем выходы из подъездов, земельный участок под самим домом и отмостки. У нас же получается так, что жилищным компаниям поставили в обязанность уборку территории в радиусе 50 м. от подъезда! И УК вынуждены эту территорию убирать, хотя она не принадлежит жителям и за ее уборку они не платят. На мой взгляд, так дальше продолжаться не может, ведь это нарушение всех правил и законов. Мы экономим бюджет, но забираем деньги за уборку территорий из карманов людей, хотя они уже заплатили за это в виде налогов. Нам просто необходимо на корню менять всю систему уборки территории в городе. Ведь раньше власти заключали с компаниями договоры на расчистку муниципальных территорий. Им платили деньги, но и спрос был по полной программе! Сегодня же у властей есть всего лишь добровольное согласие, что, впрочем, не мешает накладывать на «жилищников» штрафы», - говорит Виктор Часовских, руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ.

Управляющие компании, в свою очередь, работают в рамках правового поля. «Поскольку в Самаре не проведено межевание земельных участков, собственники сами определили границы убираемой за их счет территории. Они отражены в приложении к договорам  управления. В эти территории входят не только тротуары и пешеходные зоны около подъездов, но и проезды, и газоны», - говорит Вячеслав Князьков, генеральный директор УК «Жилищно-коммунальная система».

Коммунальщики считают, что решение кадастрового вопроса не только поможет сделать дворы чище, но позволит собственникам квартир получать

дополнительные средства, которые можно расходовать на общедомовые нужды. «Если в Самаре будут сформированы земельные участки, их можно оформить в общую собственность жителей МКД и гораздо более эффективно их использовать, направляя вырученные от этого деньги на содержание и текущий ремонт домов. Учитывая тот факт, что нашим зданиям по 40-60 лет, эти деньги могут быть существенной поддержкой для поддержания домов в надлежащем состоянии», - говорит Андрей Борисов, заместитель генерального директора УК «Жилуниверсал».

А как на деле?

Впрочем, пока о возобновлении прежнего механизма работы, выгодного, в первую очередь, для горожан, в мэрии не говорят. Какие же законы и правовые акты сегодня  регламентируют работу коммунальных служб? Кому жаловаться на снежные заносы?

По словам чиновников, проезжую часть должны очищать сразу после выпадения снега и образования наледи. По словам Виктора Ненашева, заместителя руководителя управления благоустройства департамента городского хозяйства и экологии, по ГОСТУ дороги и прилегающие к ним тротуары от снега необходимо убирать не позднее 4-6 часов после окончания снегопада или метели. За это в Самаре отвечает муниципальное МП «Благоустройство». «На дорогах не должно быть предметов, мешающих движению транспорта, в том числе, валов снега. Подрядчика за это могут оштрафовать на 300-500 тыс. руб.», - констатирует чиновник.

Сегодня в областной столице действуют правила уборки, принятые ещё в 2008 г. (постановление №404). «Согласно этим правилам, если снег идёт, например, сутки, то дворники должны выходить на расчистку подъездов и тротуаров через каждые 3 часа. Также чистыми должны быть остановки пассажирского транспорта, пешеходные переходы, места скопления людей и другие важные социальные объекты», - рассказал его коллега Евгений Садовников, начальник отдела аналитической работы по муниципальному жилищному контролю управления эксплуатации ЖКХ.

Работать в таком режиме техника, к счастью, позволяет.

Сегодня в распоряжении МП «Благоустройство» 246 единиц спецмашин. Есть своя техника и у некоторых УК. В частности, компания «ЖКС» уделяет большое внимание приобретению техники — ее парк насчитывает более 100 различных машин. Из них больше 20 — тракторы и погрузчики, которые зимой используются для расчистки снега. Однако сделать рентабельным содержание стольких единиц техники помогает её универсальность и всесезонность. Тракторы оснащены сменным навесным оборудованием — зимой это отвалы для снега, летом — щётки для подметания.

По словам чиновников, в случае нарушения правил и законов жителям необходимо обращаться в администрации внутригородских районов. «А те, в свою очередь, сообщат в департамент благоустройства, после чего мы примем меры» - уверяет Ненашев.

Впрочем, по словам Садовникова, решить проблему можно и более оперативно: отправить электронное обращение на сайт администрации своего района. «Заявление - это время, а по электронной почте сотрудники обязаны рассмотреть заявку и дать ответ в течение дня, хотя бы промежуточный», - сообщил он. Кстати, преимущества интернет-связи признают и комунальщики. По словам Александра Чернова, директора МП «Жилсервис», наиболее продуктивный диалог с жителями ведётся именно в социальных сетях: «Там счёт не на часы, реакция на жалобы у УК, как правило, молниеносная».

Впрочем, если ответа нет ни от чиновников, ни от частников, можно обратиться в надзорные инстанции. «В каждом районе города есть муниципальный жилищный контроль, работает и  жилищная инспекция, на крайний случай - прокуратура. Все эти инстанции по долгу службы обязаны следить за ситуацией», - напомнил Часовских.

Вячеслав Князьков, генеральный директор ООО «Жилищно-коммунальная система»:
Главное для нас - люди, наши клиенты, потребители услуг. Именно поэтому мы сделали основой своей работы диалог с жителями: создали колл-центр, центры по обслуживанию населения, наладили работу в социальных сетях, таких как Твиттер. В прошлом году колл-центр принял более 220 тыс. звонков, по ним оформили почти 90 тыс. заявок, по остальным обращениям людей грамотно проконсультировали. Зимний период — особенно ответственный. Площадь территории, подлежащей уборке «ЖКС» зимой, составляет 1,2 млн кв. м. У нас есть ресурсы, чтобы работать оперативно, - техника, штат рабочих. При сильных снегопадах рабочие выходят и в 5, и в 4 утра. Выводим в помощь дворникам и рабочих других специальностей. При необходимости привлекаем дополнительно наёмную технику. Тем не менее хочется отметить, что при сильном снегопаде моментально всю территорию расчистить нельзя, на это требуется время. Техника перемещается из одного двора в другой, но в результате не оставляет без внимания ни один участок. Значительную помощь нам могут оказать автовладельцы, если будут убирать автомобили из дворов. Мы постоянно об этом просим — но далеко не все реагируют. Из-за этого технике приходится по несколько раз возвращаться в один и тот же двор, чтобы окончательно его расчистить.

Куда вывозят снег?

Не менее актуальная тема – складирование снега. Если в прошлом сезоне из областной столицы вывезли 274 тыс. т. снега, то за полтора месяца. 2016-17 гг. - уже 230 тыс. т. Оставлять на дорогах его нельзя, вывозить во дворы тоже — там допускается складирование снега только с придомовой территории. Куда же отправляют снежные массы? По словам Виктора Ненашева, сегодня в распоряжении муниципалитета всего четыре специальных полигона. Снег там складируют для естественного таяния, но, очевидно, этих площадок не вполне достаточно. А потому сегодня в мэрии Самары активно обсуждают вопрос возведения снегоплавильной станции. Впрочем, перспективы её пока туманны, ведь речь идёт о частных инвестициях.

К тому же, в ходе обсуждения выяснилось, что ещё в 2008 г. город закупил две снегоплавильные установки, но они, к сожалению, используются только в самых экстренных случаях. «В Самаре нет коллекторов, куда бы можно было пускать стоки, которые образуются в результате работы таких машин, но, главное, эксплуатация такой техники обходится очень дорого. Расход дизельного топлива – 400 л. в час», - резюмировал Садовников.

Кстати
С 1 по 23 января отдел ГИБДД по Самаре выдал 175 предписаний из-за плохого содержания дорог, к административной ответственности привлекли 111 должностных и 7 юридических лиц. За это же время административные комиссии внутригородских районов выявили 1003 факта ненадлежащей расчистки придомовых территорий. К ответственности привлекли 666 служащих управляющих организаций. Прокуратура в свою очередь обнаружила 678 нарушений в этой сфере и вынесла 84 предписания, возбуждено 24 административных дела.

Работать в плотной связке

Оказывается, в соседних регионах за уборку «бесхозных» территорий управляющим компаниям платят из городского бюджета. О том, почему нам необходимо перенимать такой опыт рассказал Андрей Борисов, заместитель генерального директора УК «Жилуниверсал».

Ирина Опарина, «АиФ-Самара»: Какие правовые нормы нарушаются в Самаре в связи с тем, что УК занимаются «бесхозными» территориями не на договорных, а на добровольных началах?

Андрей Борисов: К сожалению, городское сообщество работает в условиях сплошных «правовых пробелов». В Самаре не сформирована территория применительно к каждому дому. Формально деньги на уборку «лишней» территории компания тратить не может. И в этом смысле постановление № 404 мэрии города противоречит Жилищному кодексу РФ и постановлению пленума Верховного и  Конституционного судов. Абсолютно все внутриквартальные дороги и проезды, за плохую уборку которых частных управленцев периодически штрафуют, являются дорогами местного значения общего пользования. И по закону за них отвечают органы местного самоуправления. Впрочем, несмотря на это, компании стараются оперативно реагировать на обращения жителей, чтобы не создавать условий, не комфортных для своих же клиентов.

- В чём видите выход из сложившейся ситуации?

- Необходимо возвращаться в правовое поле, как это было у нас до 2008 г. и как это работает, например, в соседней Уфе. Там выстроено полное взаимодействие органов местного самоуправления и УК. Они заключают договоры на уборку внутридворовых территорий с муниципалитетом и получают от него бюджетные средства на содержание. Да и техникой комунальщикам власть очень хорошо помогает. Машины можно взять в аренду за вполне адекватную, чисто символическую сумму, которая явно дешевле, чем обходится аренда нам и другим  УК у частников в нашем городе. В Уфе власти понимают ситуацию в городском сообществе - необходимо работать в одной связке, а не по принципу: принудить и оштрафовать. В непростых  экономических власть должна, в первую очередь, понимать и поддерживать коммунальщиков, а не наказывать по любому, даже самому незначительному поводу. 

- Компании в такой ситуации не «расслабятся»?

- Серьёзные игроки, думаю, наоборот, дадут хорошие результаты. Например, мы к этой работе давно готовы: с жителями взаимодействуем очень активно, техника всегда «во всеоружии». Когда идут обильные снегопады, мы привлекаем большое количество машин.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. В Самаре снесут еще один рынок?
  2. Самарским бюджетникам Планируют прибавку?
  3. Самарский речвокзал отстроят заново?