Светлана Еременко 0 24

Российская космонавтика превращается в транспортную логистику

Георгий ФОМИН стоял у истоков космической отрасли. В 1960 году он начал работать в ЦСКБ «Прогресс», а с 1985 года был заместителем...

Причастность к великому

"АиФ": - 12 апреля 1961 года мир был взволнован известием о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мы гордились, что Гагарин наш, советский. А куйбышевцы радовались ещё больше: все знали, что город имеет прямое отношение к полёту. Но в госплан мероприятий по празднованию 50-летия полёта в космос Юрия Гагарина Самара не попала. Есть Саратов, Смоленск, Новосибирск, а Самару обошли. Георгий Евгеньевич, кто виноват?

Ф.Г.: - Не знаю... Прежде всего самарские власти надо винить. Они должны были выступить с инициативой и предложить свой план мероприятий. Все должны знать: первые две ступени гагаринской ракеты сделаны в нашем городе. И пусть не было тогда сообщений в СМИ, но куйбышевцы знали, что самолёт с Гагариным приземлился на аэродроме завода «Прогресс», что первые дни после полёта он провёл у нас и что самые надёжные и дешёвые ракеты-носители «Союз» делались и делаются в Куйбышеве. Поэтому куйбышевцам–самарцам должно быть очень обидно, что про наш город забыли. Ведь после каждого полёта у каждого земляка возникало чувство сплочённости, гордости за страну, удивительное осознание причастности всех горожан к великому делу.

- А сегодня способны самарцы на великие дела? Вот власти много говорят об автомобильном кластере.

- Почему наш автопром оказался в таком плачевном положении, а космическое аппаратостроение до сих пор на плаву? А потому, что в своё время в ракетостроении, кроме заводов, создали мощную научную базу. Что такое ЦСКБ «Прогресс»? Это прежде всего исследовательская структура, мощное конструкторское бюро. А что такое АвтоВАЗ? Это в основном развитое производство для массового изготовления автомобилей. Дали ему документацию из Италии – сотворили «Ладу». А достойной научно-экспериментальной базы для создания и отработки нового поколения машин и требуемого финансирования для этих целей нет. Или почему гибнет СНТК? Да потому же: авиадвигатели – конкурентоспособная продукция на мировом рынке, и эту продукцию выдавливают зарубежные компании, вкладывая в свои новые проекты миллиарды. Или «Моторостроитель» - нет у него ни одного газотурбинного двигателя ни в научной разработке, ни в производстве. Живёт он за счёт ракетных двигателей, которые поставляет в ЦСКБ «Прогресс».

Живём в развалочку

- Такой застой, если не сказать регресс, ракетостроению не грозит?

-Пока мы работаем из того задела, что был в прошлом. Между тем наука прикладная должна опережать производство на 5-7 лет, фундаментальная - на 10-15 лет. Если мы будем двигаться такими темпами, то тогда мы прогрессируем. Сейчас всё идёт как–то не спеша, в развалочку... Раньше как было? В январе 1958 года выходит постановление правительства о переводе «Прогресса» на производство ракетной техники, и в декабре того же года выпускают 3 ракеты. За полгода срыли с лица земли завод, оставив лишь стены, поставили новое оборудование, перекроили производство! А сейчас? В 1985 году был указ о создании на заводе им. Хруничева «Ангары» - это новое семейство ракетоносителей. Сегодня 2010 год, ни одной ракеты нет. Зато 15 лет тянут из госбюджета.

- Почему так плохо работают?

- Я на праздновании 100-летия Виктора Литвинова вспомнил фразу из песни «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». Смысл великий в ней. Это значит, что, когда стране нужно к определённому сроку построить завод, ГЭС, железные дороги, самолёты, ракеты, то тогда найдутся те, кто отдаст все свои знания, силы, талант, всю душу свою, чтобы создать то, что стране, людям нужно. В Куйбышеве много героев было: Виктор Литвинов, Дмитрий Козлов, Чеченя, Шенкман, Мочалов, Оводенко, Шпакова, Поляков! Они полностью себя отдавали работе. Но и стране их работа, их продукция была нужна, а иногда и крайне необходима.

- Но сейчас всё зависит от финансирования, а не от героизма. Время героики прошло.

- Да, может быть… Так мы по темпам развития отрасли не только Индии уступаем, но и Бразилии! Пока благодаря заложенным колоссальным запасам можем много лет решать проблемы выхода на орбиту. Но, увы, чисто национальная составляющая в нашей космической программе мала. Мы живём во многом за счёт зарубежных заказов. Что такое МКС? Да половину нашей ракетно-космической промышленности эта станция кормит. Не дай бог, американцы скажут, на что нам российская станция, и построят свою. Мы окажемся в патовом положении. Значительная часть наших ракет идёт на запуски зарубежных аппаратов. Сколько сделали в России запусков в 2009 году? Всего 32, из них по чисто национальной космической программе России – 10, а для иностранных заказчиков – 13 и по пилотируемой программе МКС – 9.

Время реальных дел

- Но, может, россияне думают о дальних полётах? Запустили проект «Марс-500»! Когда на Марсе будут яблони цвести?

- Несколько лет назад создали в Академии космонавтики комиссию по анализу возможностей полёта на Марс. В неё вошли секции и подкомиссии, которые должны были рассмотреть разные проблемы реализации миссии полёта к Марсу: носитель, кругооборот продуктов жизнедеятельности, медицинские аспекты, энергоснабжение, психология, связь... Я спросил: а где комиссия по вопросу, «зачем лететь на Марс?», а такой подкомиссии не создали. В своё время американцы ступили на Луну, привезли образцы лунного грунта, раздали по лабораториям мира. Наши слетали на беспилотных автоматических космических аппаратах, набрали грунт, доставили его на землю и тоже раздали. И уже 30 лет никто не хочет лететь на Луну на пилотируемых аппаратах, потому что там пока нечего делать. Может, на Марс и нужно лететь, но через много-много лет. Техническая готовность полёта человека к Марсу может быть достигнута через 15-20 лет, но цели и задачи ещё долго не будут определены – так я думаю, но кто знает…

- А сейчас какие задачи стоят перед космической отраслью?

- После периода романтики пришло время реального использования космической техники в интересах науки, народного хозяйства и человека. Среди прорывов на первое место я ставлю связь. Не полёт вокруг Земли и высадка на Луну, а организация глобальной космической связи оказала самое сильное воздействие на человечество. Задача настоящего и ближайшего будущего - обеспечить круглосуточную, всепогодную, в любом месте земного шара, непрерывную и устойчивую связь. Второе - уже сегодня благодаря метеоспутникам ежегодно спасаются от гибели в морской пучине около 1000 судов. Третье – возможность с помощью космических средств (наша система ГЛОНАСС, американская GPS, европейская Galileo) определять точное местоположение в пространстве. Скоро навигационный мини-прибор будет у каждого человека, и это обеспечит его безопасность в экстремальных ситуациях. Далее - картография.

Подумать только, до 1975 года наша страна имела точные карты лишь до Урала, не было достоверных карт на громадные территории Азии, Африки, Южной Америки. Только сейчас с помощью космических средств создаются достоверные карты любого масштаба. Первыми информацию со спутников использовали бамовцы, когда дорогу прокладывали, особенно где нужно было строить тоннели и мосты. Наши, кстати, куйбышевские спутники «Ресурсы» тогда и до сих пор хорошо работают. Для дистанционного зондирования поверхности Земли наше предприятие создало более 80 спутников «Ресурс Ф-1» и «Ресурс Ф-2», они 16 лет бороздили космос. Благодаря их данным строились нефтепровод «Дружба», протяжённые газовые магистрали, открыты запасы пресной воды в Казахстане, открыты места, пригодные для разработки полезных ископаемых, разрабатывались мероприятия по ликвидации последствий природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, например, по ликвидации последствий землетрясения в Спитаке (Армения).

– А как же поиски «братьев по разуму»? Изучение истории галактик?

- Вопросы мироздания по-прежнему интересуют землян. С использованием самарских ракет-носителей летают исследовательские космические аппараты к Венере, Марсу и за пределы Солнечной системы. На нашем аппарате дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК» установлена итальянская аппаратура «Памела» по изучению тёмного вещества, существование которого во Вселенной проявляется в гравитационных воздействиях.

Эта скрытая масса находится вокруг нас, но мы её не ощущаем. Не видим, быть может, и того КТО в ней находится... Не удивлюсь, если следующее открытие, связанное с тёмным веществом, потянет на Нобелевскую премию. Весь мир ведёт интенсивные фундаментальные исследования в космосе. Кроме нас. Наша страна утратила в этом отношении своё былое значение. Мы участвуем, конечно, в фундаментальных исследованиях, но, главным образом, как ракеты-носители, как извозчики космические.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каким будет фестиваль «Барабаны мира» в 2017 году?
  2. За что платим? Как максимально сэкономить на лечении
  3. В каких районах и когда будут отключать горячую воду в Самаре?