Светлана Еременко 0 25

Российская космонавтика превращается в транспортную логистику

Георгий ФОМИН стоял у истоков космической отрасли. В 1960 году он начал работать в ЦСКБ «Прогресс», а с 1985 года был заместителем...

Причастность к великому

"АиФ": - 12 апреля 1961 года мир был взволнован известием о выводе космического корабля с человеком на борту на околоземную орбиту. Мы гордились, что Гагарин наш, советский. А куйбышевцы радовались ещё больше: все знали, что город имеет прямое отношение к полёту. Но в госплан мероприятий по празднованию 50-летия полёта в космос Юрия Гагарина Самара не попала. Есть Саратов, Смоленск, Новосибирск, а Самару обошли. Георгий Евгеньевич, кто виноват?

Ф.Г.: - Не знаю... Прежде всего самарские власти надо винить. Они должны были выступить с инициативой и предложить свой план мероприятий. Все должны знать: первые две ступени гагаринской ракеты сделаны в нашем городе. И пусть не было тогда сообщений в СМИ, но куйбышевцы знали, что самолёт с Гагариным приземлился на аэродроме завода «Прогресс», что первые дни после полёта он провёл у нас и что самые надёжные и дешёвые ракеты-носители «Союз» делались и делаются в Куйбышеве. Поэтому куйбышевцам–самарцам должно быть очень обидно, что про наш город забыли. Ведь после каждого полёта у каждого земляка возникало чувство сплочённости, гордости за страну, удивительное осознание причастности всех горожан к великому делу.

- А сегодня способны самарцы на великие дела? Вот власти много говорят об автомобильном кластере.

- Почему наш автопром оказался в таком плачевном положении, а космическое аппаратостроение до сих пор на плаву? А потому, что в своё время в ракетостроении, кроме заводов, создали мощную научную базу. Что такое ЦСКБ «Прогресс»? Это прежде всего исследовательская структура, мощное конструкторское бюро. А что такое АвтоВАЗ? Это в основном развитое производство для массового изготовления автомобилей. Дали ему документацию из Италии – сотворили «Ладу». А достойной научно-экспериментальной базы для создания и отработки нового поколения машин и требуемого финансирования для этих целей нет. Или почему гибнет СНТК? Да потому же: авиадвигатели – конкурентоспособная продукция на мировом рынке, и эту продукцию выдавливают зарубежные компании, вкладывая в свои новые проекты миллиарды. Или «Моторостроитель» - нет у него ни одного газотурбинного двигателя ни в научной разработке, ни в производстве. Живёт он за счёт ракетных двигателей, которые поставляет в ЦСКБ «Прогресс».

Живём в развалочку

- Такой застой, если не сказать регресс, ракетостроению не грозит?

-Пока мы работаем из того задела, что был в прошлом. Между тем наука прикладная должна опережать производство на 5-7 лет, фундаментальная - на 10-15 лет. Если мы будем двигаться такими темпами, то тогда мы прогрессируем. Сейчас всё идёт как–то не спеша, в развалочку... Раньше как было? В январе 1958 года выходит постановление правительства о переводе «Прогресса» на производство ракетной техники, и в декабре того же года выпускают 3 ракеты. За полгода срыли с лица земли завод, оставив лишь стены, поставили новое оборудование, перекроили производство! А сейчас? В 1985 году был указ о создании на заводе им. Хруничева «Ангары» - это новое семейство ракетоносителей. Сегодня 2010 год, ни одной ракеты нет. Зато 15 лет тянут из госбюджета.

- Почему так плохо работают?

- Я на праздновании 100-летия Виктора Литвинова вспомнил фразу из песни «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой». Смысл великий в ней. Это значит, что, когда стране нужно к определённому сроку построить завод, ГЭС, железные дороги, самолёты, ракеты, то тогда найдутся те, кто отдаст все свои знания, силы, талант, всю душу свою, чтобы создать то, что стране, людям нужно. В Куйбышеве много героев было: Виктор Литвинов, Дмитрий Козлов, Чеченя, Шенкман, Мочалов, Оводенко, Шпакова, Поляков! Они полностью себя отдавали работе. Но и стране их работа, их продукция была нужна, а иногда и крайне необходима.

- Но сейчас всё зависит от финансирования, а не от героизма. Время героики прошло.

- Да, может быть… Так мы по темпам развития отрасли не только Индии уступаем, но и Бразилии! Пока благодаря заложенным колоссальным запасам можем много лет решать проблемы выхода на орбиту. Но, увы, чисто национальная составляющая в нашей космической программе мала. Мы живём во многом за счёт зарубежных заказов. Что такое МКС? Да половину нашей ракетно-космической промышленности эта станция кормит. Не дай бог, американцы скажут, на что нам российская станция, и построят свою. Мы окажемся в патовом положении. Значительная часть наших ракет идёт на запуски зарубежных аппаратов. Сколько сделали в России запусков в 2009 году? Всего 32, из них по чисто национальной космической программе России – 10, а для иностранных заказчиков – 13 и по пилотируемой программе МКС – 9.

Время реальных дел

- Но, может, россияне думают о дальних полётах? Запустили проект «Марс-500»! Когда на Марсе будут яблони цвести?

- Несколько лет назад создали в Академии космонавтики комиссию по анализу возможностей полёта на Марс. В неё вошли секции и подкомиссии, которые должны были рассмотреть разные проблемы реализации миссии полёта к Марсу: носитель, кругооборот продуктов жизнедеятельности, медицинские аспекты, энергоснабжение, психология, связь... Я спросил: а где комиссия по вопросу, «зачем лететь на Марс?», а такой подкомиссии не создали. В своё время американцы ступили на Луну, привезли образцы лунного грунта, раздали по лабораториям мира. Наши слетали на беспилотных автоматических космических аппаратах, набрали грунт, доставили его на землю и тоже раздали. И уже 30 лет никто не хочет лететь на Луну на пилотируемых аппаратах, потому что там пока нечего делать. Может, на Марс и нужно лететь, но через много-много лет. Техническая готовность полёта человека к Марсу может быть достигнута через 15-20 лет, но цели и задачи ещё долго не будут определены – так я думаю, но кто знает…

- А сейчас какие задачи стоят перед космической отраслью?

- После периода романтики пришло время реального использования космической техники в интересах науки, народного хозяйства и человека. Среди прорывов на первое место я ставлю связь. Не полёт вокруг Земли и высадка на Луну, а организация глобальной космической связи оказала самое сильное воздействие на человечество. Задача настоящего и ближайшего будущего - обеспечить круглосуточную, всепогодную, в любом месте земного шара, непрерывную и устойчивую связь. Второе - уже сегодня благодаря метеоспутникам ежегодно спасаются от гибели в морской пучине около 1000 судов. Третье – возможность с помощью космических средств (наша система ГЛОНАСС, американская GPS, европейская Galileo) определять точное местоположение в пространстве. Скоро навигационный мини-прибор будет у каждого человека, и это обеспечит его безопасность в экстремальных ситуациях. Далее - картография.

Подумать только, до 1975 года наша страна имела точные карты лишь до Урала, не было достоверных карт на громадные территории Азии, Африки, Южной Америки. Только сейчас с помощью космических средств создаются достоверные карты любого масштаба. Первыми информацию со спутников использовали бамовцы, когда дорогу прокладывали, особенно где нужно было строить тоннели и мосты. Наши, кстати, куйбышевские спутники «Ресурсы» тогда и до сих пор хорошо работают. Для дистанционного зондирования поверхности Земли наше предприятие создало более 80 спутников «Ресурс Ф-1» и «Ресурс Ф-2», они 16 лет бороздили космос. Благодаря их данным строились нефтепровод «Дружба», протяжённые газовые магистрали, открыты запасы пресной воды в Казахстане, открыты места, пригодные для разработки полезных ископаемых, разрабатывались мероприятия по ликвидации последствий природных стихийных бедствий и техногенных катастроф, например, по ликвидации последствий землетрясения в Спитаке (Армения).

– А как же поиски «братьев по разуму»? Изучение истории галактик?

- Вопросы мироздания по-прежнему интересуют землян. С использованием самарских ракет-носителей летают исследовательские космические аппараты к Венере, Марсу и за пределы Солнечной системы. На нашем аппарате дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК» установлена итальянская аппаратура «Памела» по изучению тёмного вещества, существование которого во Вселенной проявляется в гравитационных воздействиях.

Эта скрытая масса находится вокруг нас, но мы её не ощущаем. Не видим, быть может, и того КТО в ней находится... Не удивлюсь, если следующее открытие, связанное с тёмным веществом, потянет на Нобелевскую премию. Весь мир ведёт интенсивные фундаментальные исследования в космосе. Кроме нас. Наша страна утратила в этом отношении своё былое значение. Мы участвуем, конечно, в фундаментальных исследованиях, но, главным образом, как ракеты-носители, как извозчики космические.

Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что происходит с памятником архитектуры «Фабрика-кухня»
  2. Чем запомнился Николай Меркушкин на посту губернатора Самарской области?
  3. Бывают ли смерчи и торнадо в средней полосе России?