83
Надежда Колесникова ушла в отставку по собственному желанию
16
Предстоящая кампания по выборам губернатора Самарской области будет непростой для всех ее участников, считает декан психологического факультета Самарского университета, доктор психологических наук Константин Лисецкий
Ирина Опарина 0 134

Вертикаль и госкорпорации. Как изменилась роль губернаторов за десять лет

Экс-губернатор Самарской области Константин Титов рассказал о том, как изменилась структура власти, экономика региона, ситуация в сельском хозяйстве и промышленности.

Ирина Опарина / АиФ

Прошло чуть больше месяца с тех пор, как регион получил нового главу. В отличие от двух своих предшественников - Николая Меркушкина и Владимира Артякова Дмитрий Азаров - уроженец Самары. Жители области надеются на возврат тех тенденций, которые были при первом "местном" губернаторе - Константине Титове. С ним-то мы и поговорили о принципиальных различиях работы на этом посту сегодня и десять лет назад.

Всё упростили до крайности

Ирина Опарина, АиФ-Самара: По сравнению с началом 2000-х гг, полномочий у губернаторов стало значительно меньше. Причин тому много: это выстраивание вертикали власти, огосударствление крупного бизнеса, изменение системы выборов и др. Как вести себя в такой непростой ситуации?

Константин Титов: Будем говорить откровенно: сегодня губернаторам приходится искать контакты с крупными государственными корпорациями  - "Газпромом", "Роснефтью", "Сибуром", "АвтоВАЗом", находить их и работать в дружбе и сотрудничестве. Другого пути не дано. При этом нельзя допустить, чтобы в том же Новокуйбышевске или Сызрани командовали эти самые корпорации, ведь там работают люди - наши налогоплательщики. Если компании не хотят помогать решать социальные проблемы, пусть как-то укладываются в планы города.

- Вам довелось руководить областью в очень сложное и интересное время. Приходилось взвешивать каждое слово, бороться за избирателя, грамотно дискутировать. А сегодня каким образом должна вестись эта борьба за власть?

- К сожалению, вертикаль власти никогда не будет работать так, как хочется. Управление областью - это то же самое, что и управление сложными системами. Внутренние процессы должны быть самостоятельными и автономными, только тогда система будет находиться в равновесии. А когда пытаются выстроить вертикаль, то, это равновесие нарушается, происходит дисбаланс. Дошло уже до того, что вертикаль пытаются выстроить и в законодательных органах: появляются законодательные советы и так далее. Конечно, управлять в этом случае гораздо удобнее. Но я вспоминаю как в 90-х гг. приходилось выступать на многотысячных митингах, готовиться к ним, отвечать людям на самые острые и неожиданные вопросы. Перед тобой митингующая толпа: орёт, визжит и её нужно успокаивать. И в законодательном собрании приходилось много говорить, отстаивать свою точку зрения, объяснять: тезис, антитезис и так далее. Сегодня же всё упростили до крайности: партия дала команду, и все проголосовали "за", ничего доказывать уже не нужно. Но я считаю, что Самарской области повезло - в качестве врио губернатора нам прислали уважаемого как мной, так и многими самарцами Дмитрия Азарова. Он прошёл горнило выборов в мэры города. Губернатору он был как чемодан без ручки. Нашли вариант - отправили в Совет Федерации. К счастью, он ненадолго оторвался от родной земли, и вернулся сюда в новом качестве.

-  Вы говорите, что раньше приходилось дискутировать, а теперь этого не требуется. Но ведь это ведёт к деградации политических элит.

-  Не думаю. Работать всё равно надо: начальник же следит! И ему нужно угодить показателями роста производства сельхозпродукции, индекса промышленного производства, областного бюджета и общего благосостояния населения. Пахать приходится в любом случае.

-  Большие надежды сегодня возлагают на возврат в регион местного бизнеса, как это было при вас.

-  Да, у нас раньше чтобы иногородние компании получили какой-либо подряд - было целое событие. В области до сих пор работают прекрасные строители, которые могут возводить всё, что угодно. Именно местные бизнесмены построили Онкоцентр, который сегодня считается лучшим в Европе, метро, современное здание железнодорожного вокзала, дороги. У нас немало талантливых людей, которые могут и хотят работать. И это вселяет надежду.

- А себя сегодня видите во власти?

- Нет. Считаю, что нужно уступать дорогу молодым. Не нужно путаться у них под ногами и лезть в политику. Сегодня мне хватит нагрузки в виде работы в общественной палате области. С радостью поделюсь опытом, если ко мне обратятся.

Разумное подчинение

- "Ахиллесовой пятой" в период вашего губернаторства был конфликт с мэрией Самары. Прямого подчинения мэра губернатору не было: глава города был народно избранным. Сегодня с реформированием системы местного самоуправления ситуация разрешилась. Но должен ли быть диалог между главой региона мэром областной столицы?

- Помню, как сложно было работать с мэром Самары Виктором Тарховым, который строил бензоколонки по всему городу, и я на это никак не мог повлиять. До сих от них не избавились! А его предшественник Георгий Лиманский  никак не хотел реконструировать Московское шоссе и ул. Ново-Садовую. Только в самом конце его политической карьеры мне удалось уговорить на это. Думаю, что если бы он согласился чуть раньше, то наверняка выиграл выборы у Тархова. Конечно, народ потом понял, кто такой Тархов, и выбрал Азарова, слава богу. Считаю, что сегодня между губернатором и главой областного центра должен выстраиваться конструктивный диалог. Но не такой как при Николае Меркушкине: беспрекословное подчинение, а диалог-дискуссия,  взаимный учёт мнений обеих сторон. В Самаре есть, что делать! Надо приводить в порядок реку Самарку, набережную, нужно что-то делать со "Стеной плача". И это должна быть совместная работа.

- Кстати, о прибрежной зоне. Год назад на областном уровне приняли решение перенести грузовой речной порт со стрелки рек Волги и Самары в устье реки Сок. И там уже началась экспроприация территорий, дачных участков. Насколько грамотным считаете такое решение?

-  Такое непродуманное решение обязательно нужно отменять. Ведь на Соку у нас рекреационная зона. Нельзя там возводить грузовой порт: загадим всё. Если и переносить куда-то речпорт, то ниже по течению. Все, что загрязняет реку, должно быть там.

Дойти до "точки невозврата"

-  Как за последние десять лет изменилась ситуация в сельском хозяйстве региона? На что в нашей области можно делать ставку в ипортозамещении?

-  Несомненно уровень развития АПК за это время серьёзно вырос. Раньше мы занимались улучшением качества продукции и сегодня это принесло результаты. Завезли голштинских  коров, стали получать хорошие надои, хотя сегодня, как видим, молока в регионе по-прежнему не хватает. Помню, как в 1997 г. мы собрали свыше 3 млн. т. зерна, но эти показатели до сих пор не превышены. Но я думаю, что скоро к этому подойдут. Будут высаживать новые культуры и нагонят прежние темпы. А ещё в те годы мы понимали, что нет смысла создавать у себя производство тракторов и комбайнов, а гораздо выгоднее приобретать технику в лизинг. И тогда создали спецпредприятие "Евротехника", которое до сих пор считается лучшим в стране. Именно на АПК нужно делать ставку в импортозамещении. Хотя, конечно, и промышленность также нельзя сбрасывать со счетов. Да, мы делаем прекрасные двигатели для ракет и много чего ещё, но при этом наши предприятия загружены всего на 40-50%, а остальные мощности простаивают! Нужно заполнять их. В этом смысле хороший пример являет собой  "Авиаагрегат", где давным-давно в нагрузку к основной деятельности начали делать гидравлические шасси для подъёмных кранов и нужд железной дороги. И по-хорошему так должно быть на каждом крупном предприятии. При губернаторе должен работать научный совет, который будет выдавать идеи по развитию промышленного комплекса и их воплощению.

-  Насколько грамотно у нас решают проблему в Тольятти? Удастся ли спасти моногород посредством создания особой экономической зоны и территории опережающего развития?

-  Думаю, да. Тольятти - огромный город, и там достаточно много предприятий, которые сейчас только начинают входить в силу после кризиса, например, завод "Волгацеммаш". Самое главное, это внедрять в Автограде грамотную трудовую политику, разрабатывать технологические процессы. Считаю, что в нашей стране мы должны начинать восстанавливать станкостроение. Сейчас нам мешает это делать отсутствие технологий. А ведь раньше на "АвтоВАЗе" был отлажен процесс станкостроения и роботостроения. У них очень мощный научно-технологический центр. К этому хорошо забытому старому нужно возвращаться.

-  Как вы оцениваете реформу объединения вузов в нашем регионе? Стоило объединять гуманитариев с  технарями?

Исключительно положительно. Мы её начинали ещё с тогдашним министром образования области Ефимом Коганом. Он заведовал кафедрой, занимался педагогикой. Хотели объединить экономический, педагогический и архитектурно-строительный вузы, но когда столкнулись с мощным сопротивлением с их стороны, то пошли другим путём. Мы создали межвузовские образовательные структуры: библиотеку и компьютерный центр, которые начали потихонечку сближать вузы. Вот вы говорите про гуманитариев с технарями. Чтобы выйти на международные позиции нужно обязательно публиковаться на иностранных языках. Но гуманитарным вузам это не доступно, у них элементарно не хватает денег. Именно для этого и нужны ресурсы технических вузов, экономическое положение которых изначально лучше в разы.  

-  Значительные перемены в последние годы произошли и с областным бюджетом. Из региона-донора мы превратились в реципиента. Огромные деньги тратим на обслуживание госдолга. 

Конечно, сейчас все ресурсы стягиваются "наверх", но в период моей работы мы имели дело с бюджетом, половина которого оставалась у нас в области. Тот факт, что мы стали реципиентами - это не столько вина Николая Меркушкина, сколько общая экономическая политика государства. Хотя в этом тоже есть свои плюсы. Государство выделяет огромные суммы на строительство стадиона к ЧМ-2018, на дороги. Что же касается госдолга, то нам потребуется много лет на то, чтобы с ним рассчитаться. Но нужно ли это?

- Думаете, можно дойти до "точки невозврата"?

- Не только можно - нужно. Хотим мы того или нет, но обслуживание госдолга сегодня для нашей области - это почти пять млрд руб., а ведь это немалые деньги...

-  Да, сколько дорог можно было бы построить!

-  С дорогами вообще отдельная история. В своё время в России ликвидировали дорожные фонды, но потом поняли, что ошиблись. У нас часто так бывает, что умные люди говорят - этого делать не надо, это будет не красиво, "вид с Волги будет плохой" и т.п. Но побеждает не специалист с архитектором, а политическая воля. В своё время только мы вдвоём с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым голосовали против отмены дорожных фондов. Ну, в итоге, нас с ним первыми и вышибли из власти. Нам просто не поверили.

-  По финансово-экономическим показателям в последние годы наш регион сильно просел, люди стали очевидно беднее, многие уезжают в столицы. С чего новому главе региона посоветуете начинать спасение области?

-  То, что врио губернатора нам  назначил именно Дмитрия Азарова  - уже позитивный момент. Теперь очень важно то, как он этот момент использует. Считаю, что менять чиновников на местах, "рубить шашкой" - будет неправильным. Нужно спокойно сосредоточится на главном: нельзя сорвать подготовку к чемпионату мира по футболу, выборы президента, выстроить работу в системе ЖКХ, в частности, решить проблему расчётов УК с поставщиками ресурсов. Тут у нас долги серьёзные и с ними нужно что-то делать. Нельзя давать расслабляться чиновникам от сельского хозяйства, нужно заставлять их двигаться вперёд. И, конечно, не забывать о промышленном производстве.

Материал подготовлен: Павел Сидоров
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Что будет запрещено в Самаре на время ЧМ-2018?
  2. Что нельзя проносить на стадион «Самара Арена» в период ЧМ-2018?
  3. Как стать стюардом на время ЧМ-2018 и что даёт эта работа?