Павел Сидоров 0 559

Первый советский внедорожник. 7 фактов о легендарной «Ниве»

Ровно 40 лет назад, 5 апреля 1977 года, на «АвтоВАЗе» началось серийное производство первого советского внедорожника ВАЗ-2121. Своей актуальности «Нива» не утратила и по сей день. О первом легковом полноприводном авто СССР рассказывает «АиФ-Самара».

Первая «Нива» сошла с конвейера 40 лет назад.
Первая «Нива» сошла с конвейера 40 лет назад. © / АВТОВАЗ

«Нива» стала революционным автомобилем для своего времени. Конструкторам пришлось не только разрабатывать новые детали и узлы, но и придумывать испытательные полигоны для нового класса автомобилей. Учитывая постоянную критику в адрес отечественных авто, трудно поверить, что «Нива» даже оказала влияние на мировой автопром. А ведь в 1986 году японцы даже подарили руководителю проекта «2121» Петру Прусову рекламный проспект своей будущей модели Suzuki Vitara с надписью «Крестному отцу этого автомобиля».

И для «гражданки», и для армии

В 70-е годы ХХ века советский автопром производил уже достаточный ассортимент автомобилей, которые пользовались спросом у граждан СССР. Новые легковые автомобили «обжили» города, а вот сельская местность им оставалась не по зубам. Деревенские жители продолжали эксплуатировать старые армейские автомобили, которые обладали отличной проходимостью, но ужасным внешним видом.

ВАЗ-2121, или «Нива» появилась благодаря «пинку» руководства. Им стал приезд на завод в Тольятти председателя Совмина СССР Алексея Косыгина. Он осмотрел производство и приказал в кратчайшие сроки создать гражданский легковой автомобиль повышенной проходимости.

Не исключено, что своим появлением на свет «Нива» обязана и оборонной доктрине СССР. Всех автовладельцев Советского Союза при покупке машины предупреждали, что в случае глобальных военных действий их транспортное средство может быть конфисковано для нужд армии. Как известно, армии нужны вездеходы. Таким образом, советское руководство решало сразу две задачи: удовлетворяло потребительский спрос на внедорожники и комплектовало автомобильный резерв для армии за счет средств граждан.

По прозвищу «Крокодил»

Первый прототип внедорожника был изготовлен на ВАЗе в 1972 году. Автомобиль получился не самым красивым, за что инженеры автозавода его нарекли «крокодил Гена», кличка к машине приклеилась моментально, и первые «Нивы» называли именно «крокодилами», но уже не за внешний вид, а за их проходимость. Официальное же название прототипа было ВАЗ-Э2121. Буква «Э» в индексе говорила о том, что модель экспериментальная. Машина имела тентовый кузов и по сути представляла собой платформу для испытаний внедорожных качеств подвески.

Серийная «Нива» существенно отличается от своего экспериментального прототипа.
Серийная «Нива» существенно отличается от своего экспериментального прототипа. Фото: АиФ/ Павел Сидоров

Совершенно секретно

В силу неясных причин разработка «Нива» была окутана тайной и секретностью, за соблюдением которой следил отдел режимности предприятия. С целью предотвращения утечки информации на автомобиль был установлен шильдик несуществующей компании Formika («муравей» на латыни), а любопытным преподносится легенда об испытаниях нового FIAT. Спецслужбы СССР сработали четко, до официальной премьеры новая модель ни разу не попадала на страницы газет и журналов.

Советским спецслужбам удалось сохранить облик нового внедорожника в тайне до дня официальной премьеры.
Советским спецслужбам удалось сохранить облик нового внедорожника в тайне до дня официальной премьеры. Фото: АВТОВАЗ

Новый полигон

Весь мир обязан «Ниве» появлением специальных полигонов для испытания легковых полноприводных автомобилей. Когда были изготовлены первые опытные образцы ВАЗ-2121, перед государственной комиссией встал вопрос: как испытывать новую машину? На тот момент существовало два типа испытательных полигонов: легковой и вездеходный. Первый предусматривал асфальт и грунтовую дорогу со щебеночным покрытием. Естественно, такие испытания для внедорожника не подходили. Вездеходный полигон был чрезвычайно суров для легкового гражданского автомобиля. Для проведения испытаний была разработана специальная трасса и новые ГОСТы. Так в мировой автомобильной терминологии появился новый класс транспортных средств – легковые полно-приводные. И, соответственно, появился новый испытательный полигон, который сочетал в себе городские и деревенские дороги.

Почти взлетала

В сравнительных испытаниях, кроме «Нивы», приняли участие серийный УАЗ-496Б и два лучших в мире на тот момент внедорожника – Range Rover и Land Rover 88. В ходе тестирования было установлено, что новый автомобиль обладает одним необычным свойством: он способен резво форсировать небольшие, но глубокие участки грязи. Его же конкуренты, наоборот, испытывали трудности с преодолением этих преград. Так в автолексиконе появился новый термин «пролетаемость» - способность автомобиля на большой скорости буквально пролетать труднопроходимые участки.

Зимний маркетинг

ВАЗ-2121 стал первым советским автомобилем, который пришелся по вкусу иностранцам. В 1979 году зима в Европе выдалась очень снежной. Иностранные автомобили оказались не готовы к таким превратностям погоды, а вот «Нива» с легкостью справлялась с трудностями на заснеженных дорогах Берлина и Хельсинки, что послужило хорошей рекламой советскому внедорожнику, и его стали охотно покупать за рубежом. Этот факт сыграл против отечественных автолюбителей. Цена на «Ниву» оказалась высокой – 9000 рублей. Но и за эти деньги купить машину было невозможно, 80% ВАЗ-2121 уходило на экспорт.

Снежная зима 1979 года открыла «Ниве» дорогу на зарубежные рынки.
Снежная зима 1979 года открыла «Ниве» дорогу на зарубежные рынки. Фото: АВТОВАЗ

Конвейерный долгожитель

«Нива» побила все рекорды мирового автопрома по длительности производства. Этот автомобиль выпускается заводом 40 лет без каких-либо серьезных внешних изменений. За это время с конвейера завода сошло более 2 миллионов автомобилей. Эта модель до сих пор востребована как в России, так и в других странах мира.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Каким будет фестиваль «Барабаны мира» в 2017 году?
  2. За что платим? Как максимально сэкономить на лечении
  3. В каких районах и когда будут отключать горячую воду в Самаре?